Архитектурная история насчитывает множество примеров тщательного отношения к изготовлению напольных покрытий. Начало истории напольных покрытий связано с расцветом древних цивилизаций. К примеру, полы в египетских пирамидах фараонов изготовлен из природного камня. Развитие гончарных ремесел в Древнем Египте принесло появление плиточных керамических полов.
Огромная популярность пришла к каменным (керамическим) мозаичным полам. Благодаря фрагментам различных форм и цветов керамической плитки мастера могли складывать сложные, необыкновенной красоты узоры на полах. Кроме этого отделку полов производили с использованием каменных плит (пластин) различных оттенков и цветов с разных месторождений. Полы из камня по своей красоте не уступали потолкам и стенам дворцов, отделка которых уже имела огромные успехи.
К сожалению холодные керамические и каменные полы больше подходили для площадей внутри дворцов, банных и хозяйственных помещений.
Вельможи Древнего Рима украшали свои дворцы полами из мрамора и разноцветной мозаики, которые выкладывались сложными орнаментами и картинами с сюжетами из мифологии. Полы же бедноты и ремесленников стелили из циновок. Земляные полы замков средневековых феодалов укрывали соломой для тепла, а богачи позволяли себе ходить по полу, застеленному персидскими коврами.
В готический период в Европе стали осуществлять отделку полов деревом, для красоты которых использовались разные породы деревьев — это было первое зарождение мозаичного паркета.
В отделке жилых помещений применялись простые дощатые полы, обладающие рядом преимуществ перед другими напольными покрытиями. Но недостатком дощатых полов являлось однотонность и грустное однообразие и длинных деревянных досок, хотя и качественно отстроганной и выкрашенной краской или покрытой лаком.
Стали появляться мысли о расщеплении цельной деревянной доски на геометрически ровные планки, которые могли бы складываться в разные геометрические фигуры напольных покрытий. Таким образом стал зарождаться штучный паркет.
В Средние века паркетные полы стали по-настоящему неотъемлемой частью домов, дворцов, замков. В Европе
паркетные полы достигают своего художественного идеала. Теперь в изготовлении и укладке паркетных полов стали учитывать стилистическую тенденцию искусства и архитектуры тех времен.
На Руси полы стелили из широких деревянных досок, которые укладывали по длине комнаты. В XVI в. в России стали появляться полы из «дубовых кирпичей» — называемыми дубовыми клепками, уложенными рисунком «в елочку». Эти полы назывались тогда «косящатыми».
Стала широко распространяться резьба по дереву, ставшая традицией древнерусских деревянных зодчеств, что создало предпосылку для развития изготовления художественных паркетных полов в России.
Паркет изготавливался в виде отдельных щитов. Самыми распространенными размерами паркетных щитов были 2 на 2 аршина, которые составляют 1,42x1,42 метра. Меньше использовали 1,5 х 1,5 аршина - 1,07x1,07 метра, а так же 5 х 3 аршина - 3,55x2,13 метра. Любой щит имел основу (фундамент) из сосновой доски, на которую рыбьим клеем клеили верхний паркетный слой.
Изготовление художественного паркета производили двумя способами: интарсия (инкрустация) и маркетри (наборный способ). Оба способа требовали от мастеров аккуратности и тщательной отделки лицевой поверхности, чтобы не допускать образования щелей.
В XVII в. паркетная доска укладывалась на основу из извести, а швы между планками замазывались раствором извести со смолой. На стенах крепили дубовый бордюр. Подобные паркетные полы изготавливали и раннее в Дмитровском соборе в г.Владимир, в Донском монастыре, в храме Василия Блаженного в г.Москва, но к XVIII в. он приобрел истинно художественный вид.
Во время строительств Санкт-Петербургских дворцов постоянно совершенствовалась и развивалась технология укладки художественного паркета. Это время стало золотым веком художественного паркета в России. Мастера паркетных работ тех времен применяли в производстве сначала чинару, дуб, ясень, самшит, грушу и бук. Позднее вместе с местными породами древесины начали применять чужеземные сорта.
Царь Петр I остановил работу мастерских по художественной резьбе по дереву в Оружейной палате в г.Москва, а мастеров отправил в Санкт-Петербург для изготовления паркетных полов в возводимых дворцах. Паркетчики выстилали на полах красивые деревянные ковры, сочетающиеся по своей композиции с потолками дворцов..
Художественный паркет в те времена изготавливали в виде щитов, которые клали на решетки из прочных сухих брусков. Эта старинная историческая технология послужила основой для современных способов изготовления и укладки паркета.
Производство паркета до конца XIX в. выполнялось вручную. Только в начале XX в. некоторые производители приступили к массовому производству паркета из различных пород древесины.